Дата зміни інформації:

Канская Ю.С. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБУЧАЮЩИХ ЦЕЛЯХ

ОКР «Магистр», факультет филологии и массовых коммуникаций

Назаренко Н.В., канд.техн.наук, доцент

Мариупольский государственный университет

Мариуполь

Применение новейших средств информационной технологии в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании приобретает все большую актуальность. Учебный процесс в современном учебном заведении, будь то общеобразовательная школа, профессиональное училище или вуз, невозможно представить без применения компьютеров.

Использование технологий искусственного интеллекта в образовании — сравнительно молодая и перспективная область исследований.  Под искусственным интеллектом в обучении понимают новую методологию психологических, дидактических и педагогических исследований по моделированию поведения человека в процессе обучения, опирающуюся на методы инженерии знаний. Другими словами, это синтез психологии, дидактики и инженерии знаний [1].

Можно выделить несколько направлений, в которых развиваются средства искусственного интеллекта. Среди них отметим экспертные системы, базы данных, базы знаний, интеллектуальные игры, распознавание образов, робототехнику, общение с ЭВМ на естественном языке [2].

Под экспертной системой понимается программная система, которая действует как квалифицированный консультант, эксперт. Она может предсказывать развитие событий, ставить диагноз, формулировать решение или рекомендовать те или иные действия.

Спектр задач, которые могут решать экспертные системы в образовании, достаточно широк: обучение, систематизация и закрепление, контроль и оценка, планирование [3].

База знаний — важная компонента экспертной системы, она предназначена для хранения долгосрочных данных, описывающих рассматриваемую предметную область, и правил, описывающих целесообразные преобразования данных этой области.

База данных (рабочая память) предназначена для хранения исходных и промежуточных данных решаемой в текущий момент задачи [5].

Немаловажным направлением является обработка естественного языка, в рамках которого проводится анализ возможностей понимания, обработки и генерации текстов на «человеческом» языке.

Задача распознавания образов частично решается в рамках других направлений. Сюда относятся распознавание символов, рукописного текста, речи, анализ текстов [4].

Специфика искусственного интеллекта как нового вида технических средств обучения состоит в следующем [5]:

  • значительный объем памяти современных компьютеров, позволяющий хранить и использовать большие массивы учебной информации;
  • способность анализировать ответы и запросы учащихся;
  • диалоговый режим связи с обучаемым, воспроизведение некоторых функций преподавателя;
  • адаптивность, обеспечивающая возможность изучения и повторения учебного материала, тренировки, контроля с различной степенью глубины и полноты, в различном темпе и последовательности с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
  • возможность в автоматическом режиме проводить многофакторный сбор и анализ статистической информации о работе класса.

Вместе с тем, нельзя игнорировать возможные негативные последствия бесконтрольного использования средств современных информационных технологий [5]:

  • возможный вред здоровью;
  • педагогически немотивированное их использование (игнорирование дидактических принципов обучения, использование средства только ради самого факта его применения, преобладание игрового компонента);
  • реальна опасность свертывания социальных контактов, индивидуализма в производственной и общественной жизни.

Таким образом, компьютеризация полностью видоизменяет организацию учебного процесса. Это дает основания утверждать, что в настоящее время происходит рождение принципиально новых систем обучения, основанных на последовательном, всеохватывающем использовании компьютерных технологий.

Список использованных источников

  1. Локтюшина Е.А. Компьютеры в учебно-воспитательном процессе школы и вуза / Е.А. Локтюшина. — Волгоград, 1996. — 275 с.
  2. Братчиков И.Л. Искусственный интеллект в обучении/ И.Л. Братчиков // Санкт-Петербургский университет.— 2003. — № 4. — С. 27–30.
  3. Павлов С. Н. Системы искусственного интеллекта : учеб. пособие. В 2-х частях. / С. Н. Павлов. — Томск: Эль Контент, 2011. — Ч. 1. — 176 c.
  4. Башмаков М.И. Информационная среда обучения / М.И. Башмаков, С.Н. Поздняков, Н.А. Резник. — СПб: Свет, 1997. — 400 с.
  5. Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения и методика их использования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров.— 3-е изд., стер.—  М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 352 с.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Введіть цифри, що зображені у квадратах *