II курс, факультет информатики
Малежик П.М.,канд. физ.-мат. наук, ст. преподаватель
Национальный педагогический университет имени М.П. Драгоманова
Киев
Сегодня мы можем наблюдать следующую картину: программные продукты, которые созданы для обучения не справляются со своей задачей. А именно: с приданием изучаемому предмету большей ясности и повышением интереса к его изучению [1]. Изучающим было бы куда интереснее, если бы они могли и в дальнейшей своей деятельности использовать программы, которые они были обучены использовать на занятиях.
Всему виной две явные проблемы. Первая – плохо продуманный дизайн (такие программы, как правило, не отличаются удобностью в использовании и лаконичностью). Вторая – невозможность (неудобство/ненадобность) применения этих программ вне той дисциплины, для которой они были спроектированы [2]. Говоря простым языком – учащиеся просто работают в программе на занятиях через силу, потому что особого выбора нет. Когда предмет завершается, то вместе с ним прекращается и использование программы.
Есть как минимум два варианта решения данного вопроса:
- Выделять больше ресурсов на разработку программ для занятий;
- Отказаться от специально спроектированного ПО в пользу широко используемых программных продуктов.
По моему мнению, были бы уместны следующие решения:
Исходя из п.1 – вкладывая больше ресурсов и средств на разработку собственных образовательных программ, можно получить конкурентоспособный продукт, с красочным пользовательским окружением, который учащиеся легко освоят.
Но этому варианту присущи следующие недостатки:
– такая программа вряд ли найдёт своих пользователей вне стен образовательного учреждения;
– для разработки придётся привлекать соответствующие кадры;
– точно не по карману большинству отечественных учебных заведений.
Исходя из п.2 – если применять уже существующие программные продукты, которые призваны решить проблемы изучаемой дисциплины, то не потребуется создание собственных. Также, автоматически решается вопрос востребованности изучаемой программы в общей практике, вне предмета. Но есть один нюанс: как правило, готовые решения платные, однако, тут на выручку приходит свободное ПО.
Пожалуй, самыми весомыми недостатками готовых решений являются:
– громоздкость функционала;
– сложность их подстройки под учебный процесс;
– трудности в освоении учащимися.
Потому следует крайне ответственно подходить к составлению плана изучения дисциплины, чтобы избежать проблем.
В заключении стоит отметить, что эти два подхода к решению не исключают друг друга. Рассмотренные решения могут быть использованы в зависимости от обстоятельств.
Список использованных источников
- Humphrey, W. S. Introduction to the Personal Software Process. Addison-Wesley, Reading – MA, 1997.
- Humphrey, W. S. Introduction to the Team Software Process. Addison-Wesley, Reading – MA, 1999.